Новости сайта

Опасно! Контрреформа! Покушение на обрезание

22/03/2008

Одна из самых важных, бесспорных, добровольных, массовых и успешных либеральных реформ — приватизация жилья. Более 80% россиян приватизировали жилье.

Однако когда начиналась приватизация жилья, еще не было понятно, что дом и земля – единый имущественный комплекс. C 2005-го года федеральное законодательство декларирует собственникам помещений в многоквартирных домах право общедолевой собственности на земельные участки под домом и рядом с домом (будем говорить просто об участках): достаточно решением общего собрания собственников помещений в доме избрать представителя и оформить заявление. Это не обусловлено ни выбором способа управления домом, ни другими обстоятельствами.

Собственность на землю – это самая надежная защита от нежелательного строительства во дворе дома. Это и возможность построить гараж, действительно доступный  для жильцов данного дома. Оформление участка при доме в общедолевую собственность существенно повышает цену квартиры.

Но главное в собственности на землю еще не стало достоянием общественного сознания. Это — право собственников на новое строительство, т.е.  полная юридическая и экономическая возможность улучшить свои жилищные условия без очереди и ипотеки. Потому что главная инвестиция в новое строительство – это земля.

Представим себе, что собственники создали корпорацию развития микрорайона и получили кредит под залог своей земли. Конечно, экономика  проекта очень зависит от конкретики, но вот очень грубая оценка. Примем, что: на месте нескольких пятиэтажек строится жилья в три раза больше; рыночная цена  нового квадратного метра $5000., а себестоимость его строительства и расширения инфраструктуры $1,6 тыс. Разница – это и есть знаменитая земельная рента, возникающая в данном случае из-за ограниченности основного ресурса — земли. В итоге снос каждого квадратного метра в пятиэтажках принесет (5000 – 1600) х 3 = 10200 $, или 2,04 кв м нового жилья. В этих пределах собственник сможет переехать в новое жилье, обустроить жизнь своих взрослых детей, обеспечить свою старость. Например, можно из 50-метровой квартиры переехать в 75-метровую и притом отложить на старость $135 000 (надо будет также заплатить налоги, но  качественно это не меняет картину). Город тоже не останется внакладе: он получит свою долю, пропорциональную доле снесенного неприватизированного жилья, плюс налоги.

Главное препятствие – саботаж бюрократии, ставшей строительной олигархией. Сегодня  сверхприбыль получают не собственники жилья, поскольку не оформлено их  право собственности на землю. Совершенно недостаточно получает и город. В основном же получает  инвестор. Вот откуда они – миллиардные сверхприбыли строительной олигархии! По данным журнала «Forbes», состояние супруги Мэра Москвы Елены Батуриной выросло за последний год на миллиард долларов; это 3333 квартиры по 60 кв м.

Второе препятствие – наша пассивность. Но опросы показывают, что большинство горожан – за общедолевую собственность на  участки. Согласно опросу Левада-центра в марте 2007 года, за нее высказались 49% москвичей, против – 33%. А в передаче «Город»  на радио «Эхо Москвы» 23 февраля 2008 года «за» проголосовали 96%, «против» 4%. Следовательно, пассивность — это следствие безнадежности, порожденной саботажем бюрократии.

Отсутствие земельной собственности становится все опаснее: от точечной застройки, застроив все «точки», олигархия переходит к комплексной реконструкции микрорайонов, включая снос вполне технически благополучных домов. За три года Правительство Москвы предполагает реконструировать 140 микрорайонов. В этом суть проходящей сейчас «актуализации» Генерального плана, о которой говорилось так много вообще и ничего конкретно. Наше право собственности  на землю в планах олигархии просто игнорируется.  «Нас там не стояло». Рассчитывают удовлетворить свои аппетиты под прикрытием планов и государственных нужд.

Мы теряем время, а олигархия яростно лоббирует отмену наших прав. 6 февраля мэр Москвы внес в Мосгордуму сразу три проекта изменения федерального законодательства:  Жилищного кодекса, Земельного кодекса, законов о введении в действие этих кодексов и Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».  Т.е. речь идет об изменении именно федерального законодательства, и это касается всей страны. Первые два проекта уже одобрены комиссиями Мосгордумы. При этом много говорилось о второстепенных вещах, но замалчивалось главное в этих проектах. Не приходится сомневаться, что скоро Мосгордума без принципиальных изменений примет все три проекта и направит в Госдуму в порядке законодательной инициативы. 

Вот некоторые из предлагаемых Мэром изменений.

Действующее законодательство

Проект Мэра

Участок является общей собственностью собственников помещений. Кстати, так считает и В.В. Путин («Прямая линия с Президентом России» 27 сентября 2005 года).

Участок предоставляется в общую собственность собственникам помещений (в каком порядке, в какой срок – неизвестно).

Наше право собственности аннулируется.

Участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в том числе элементы озеленения.

Участок, занятый многоквартирным домом и  необходимый исключительно для его использования. В другом месте проекта — еще проще: участок, на котором расположен дом. Понятие «использование» не расшифровано. Можно ли «использовать» дом без ЦТП, детской площадки, автостоянки, озеленения? Неопределенность открывает путь коррупции. Наше право на оформление собственности образается.

Вновь сформированный и зарегистрированный участок передается бесплатно.

Собственник нежилого помещения оплачивает свою невыделяемую долю  участка. Значит, он проголосует против получения участка.  А если у него нет денег?..

 Но, по проекту, платят за участок и собственники жилья (хотя сформулировано это не так прямо)!

Общее собрание собственников вправе потребовать формирования и предоставления  участка, причем независимо от решения о способе управления домом. Власти обязаны оформлять участки также и по своей инициативе, с проведением публичных слушаний, и завершить эту работу к 1 июля  2008 года.

В проекте не предусмотрена подача заявления о формировании участка общим собранием собственников помещений.

Органы власти не обязаны сформировать участок.

 

    Части 3 — 5 статьи 16  Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса» не только изменяются (см. выше), а еще и приостанавливаются до 1 июля 2008 года (а там, согласно истории о Ходже Насреддине, «либо ишак сдохнет, либо мулла умрет…»).

Изъятие земельного участка у собственника возможно в исключительных случаях в связи с государственной или муниципальной  нуждой, каковой является в основном дорожное строительство.

Исключительными случаями, государственной или муниципальной нуждой объявляется фактически любое бюджетное строительство, в том числе объектов социальной инфраструктуры и жилья,   без оговорок о доле бюджетного финансирования, о  назначении жилья – (например, на продажу).

Решения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, решения о резервировании земель или земельного участка не ограничивают собственнику право распоряжения участком

Решения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, решения о резервировании земель или земельного участка ограничивают права собственника.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год… должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате… государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии.

 

Собственник жилого помещения не позднее чем за год должен быть уведомлен в письменной форме о предстоящем изъятии органом, принявшим решение об изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого помещения.

 Собственник жилого помещения должен быть извещен о  государственной регистрации с указанием ее даты органом, осуществившим государственную регистрацию (ну очень хочется скрыть конкретное решение! А «известить» о его регистрации можно, например, по телевидению…).

 

В пояснительных записках к проектам Мэра названы несколько  проблем, решение  которых якобы является целью проектов. Но большинство этих «проблем» либо сводятся к тому, как бы еще более развязать произвол строительного комплекса, либо не имеют существенного значения. Упомянута лишь одна действительно существенная проблема: как обеспечить нормальное использование двора, общего для нескольких домов? Но чтобы решить эту проблему, вовсе не надо ущемлять собственников и оставлять землю в государственной собственности (которая потом достанется «Донстрою», «Интеке» и т.п.). Есть несколько решений, дополняющих друг друга:

1) Двор формально разделить на секторы, но принять закон города, упорядочивающий строительство заборов, в частности, запрещающий делить заборами общие дворы.

2) При формировании участков предусмотреть сервитуты – право свободного пользования дворами.

3)  Поощрять создание общих ТСЖ домов, имеющих общие дворы.

Выводы.

Итак, первая цель проектов – отнять неоформленную, но принадлежащую нам по закону землю при доме,  не допустив оформления права собственности, а если оформить, то с обрезанием под самый корешок. Вторая цель – облегчить изъятие земли, все-таки оформленной в собственность граждан.

В сфере имущественных отношений эта контрреформа – самая опасная из всех, что были до сих пор, и наиболее непосредственно касающаяся каждого из нас.

Эти проекты – покушение на обрезание наших земельных участков, наших прав на их оформление, цены и самого существования нашего жилья, наших возможностей его отремонтировать и расширить без непосильных затрат. Пока – еще только покушение.

Несколько месяцев назад в Госдуму был внесен законопроект, в котором под предлогом будущей Сочинской олимпиады предлагалось фактически отменить судебные гарантии собственности на недвижимость. Проект подписал, между прочим, и спикер Госдумы, председатель фракции «Единая Россия» Б.В. Грызлов. Но общественность остановила законопроект, и был принят закон, действие которого ограничивается «лишь» территорией Краснодарского края. Молчаливо согласившись с этим, — не предали ли мы наших сограждан в Краснодарском крае? Но это вопрос прежде всего к ним самим – готовы ли они бороться.

И вот теперь гражданское общество должно сорганизоваться, чтобы отбить и данное покушение олигархии, и другие, которые несомненно последуют.

И все-таки в любой день законодательная «форточка» может захлопнуться окончательно.

Наша собственность в опасности!

Землю надо требовать срочно и в массовом масштабе!

Дмитрий Катаев,

депутат  Моссовета и Мосгордумы с 1990 по 2005 годы,
председатель Совета общественных экспертов по жилищному самоуправлению фракции «Яблоко» в Мосгордуме,
сопредседатель общемосковского движения «Жилищная солидарность»,
сопредседатель Совета действия Московского городского отделения СПС

 

ИА «ИКД»

Новости сайта
Все новости
Фотогалерея

III съезд партии «Справедливая Россия» (25.04.2008 г.)
26 января — День единых действий: митинг на Славянской площади в Москве.


10 обсуждаемых тем форума