Отставка больше, чем жизнь
29/04/2009 Москвичи слишком дорого заплатили за увольнение начальника ГУВД
Начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина надо было снимать давно. За 8 лет своего владычества на Петровке он капитально развалил и дискредитировал столичную милицию. Сегодня найти в ГУВД человека, живущего на одну зарплату, не по плечу даже профессионалам сыска.
Кадровая политика Пронина привела к тому, что на большинстве ключевых должностей оказались люди с сомнительной репутацией, а то и просто профнепригодные. Главным критерием стала близость к телу и личная преданность начальнику ГУВД. Особенно вольготно чувствовали себя выходцы из Курска и Юго-Восточного округа, где раньше командовал Пронин. Дошло до того, что управлению собственной безопасности было запрещено работать по личным назначенцам начальника ГУВД; например, УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями) вообще оказалось закрыто для внутренних расследований.
Любая критика в адрес ГУВД воспринималась Прониным как личное оскорбление. Хорошо помню, как после моей публикации об избиении милиционерами Героя России Магомеда Толбоева Пронин направил жалобу председателю Госдумы, где написал, что я постоянно клевещу на ГУВД и вообще, «такие, как Хинштейн, развалили силовые органы».
Правда, под воздействием прокуратуры извинения Толбоеву ему все же пришлось принести; в случае с избиением другого Героя России — Валентина Полянского — генерал не сделает и этого. Честь мундира — неизменно была для него важнее закона.
Число громких скандалов, регулярно потрясавших столичную милицию, не поддается учету. Аресты высокопоставленных сотрудников, избиения и убийства людей, дутая статистика, рейдерские захваты, поставленные на поток взятки — перечислять можно долго. В любом другом регионе после всего подобного начальника ГУВД давно бы уже отправили в позорную отставку. Пронину же неизменно все сходило с рук.
После «Норд-Оста» оказалось, например, что участвовавшие в теракте шахидки прятались в подпольном общежитии в Печатниках под охраной сотрудников УВД ЮВАО — бывшей вотчины Владимира Васильевича. Однако ни один из милиционеров наказан не был, а самого Пронина наградили орденом Мужества.
В награду за дело «оборотней» из МУРа и убийство Пуманэ (его забили в 2004 году прямо на допросе в ОВД) Пронин стал генерал-полковником; на ступень выше занимаемой должности. Начальник МУРа Виктор Трутнев, под чьим присмотром бесчинствовали «оборотни», был переведен начальником Северо-Восточного округа; а вскоре получил генеральское звание.
Вот и вышло, что чувство безнаказанности окончательно убедило Пронина в собственной непогрешимости, затмило разум; а вслед за ним эти чувства овладели и его подчиненными.
Только человек, полностью потерявший всякий стыд и страх, мог заявить на всю страну, что расстрелявший 9 человек офицер — перспективный сотрудник и хороший оперативник; просто парень немного перенервничал.
Ни слова извинений, никаких соболезнований — зачем? Спасибо еще, расстрелял всего девятерых. Мог бы и двадцать человек положить…
Как теперь выясняется, майор Евсюков страдал немотивированными приступами агрессии и раньше. Однако внимания на это никто не обращал. Более того, после того как Евсюков устроил дебош в одном из ресторанов, Пронин его повысил, назначив начальником райотдела. И это, увы, не частность, а система; людьми замазанными, замаранными управлять намного легче и удобнее.
Так чего же требовать с обычного постового, если все это творилось годами, на глазах у всех; если беспредел и бесчинства генералов стали явлением обыденным и нормальным…
Все в городе отлично знали, например, что лучший способ решить любую проблему с ГУВД — обратиться к пронинскому сыну Валерию. Грешным делом, года 4 назад я сказал об этом Пронину в открытую и даже привел конкретный пример; допустим, историю с переделом комбината по производству мороженого «Айс-Фили», в которой Валерий играл весьма активную роль.
Генерал сделал в ответ круглые глаза: «Я обязательно разберусь. Если это так — сын будет наказан».
Разбирательство вышло своеобразным. Тем же вечером Пронин-младший вызвал к себе человека, его, как он считал, «заложившего». И объявил, что если тот не закроет рот, неприятности не заставят себя долго ждать…
Конечно, кидать камни в дохлого льва — занятие не из благородных. Сейчас Пронина не топчет ногами только ленивый. Даже представители МВД заявляют, что его давно пора было снимать.
Как резко они прозрели! А ведь обо всем этом и я, и многие коллеги говорили бессчетное множество раз. Однако все мои публикации о похождениях Пронина и его ставленников последствий никаких не имели. Начальник столичного ГУВД был словно заговоренный; любые обвинения отлетали от него как горох от стены.
И все же — лучше поздно, чем никогда. Жаль только, что прозрение это далось слишком дорогой ценой.
"Московский Комсомолец"