«Если бы не Путин, нас не было бы»
07/04/2009 Рамзан Кадыров рассказал о том, что ждет Чечню
Президент Чечни дал интервью. Причем не столько о своих планах, сколько о роли российского премьер-министра в жизни республики. Если бы не Путин, Чечня бы не выжила. Антиподом премьера стал беглый олигарх Борис Березовский. Если бы не он — войны бы не было...
Интервью закончилось патетично. Оказывается, если бы не Путин, то Чечня не смогла бы существовать. В представлении Кадырова республика с одной стороны, маленький дотационный регион, с другой — олицетворение гордого, высокодуховного народа.
«Если бы не Путин, нас не было бы. Он своим волевым решением спас наш народ. Человек, который сидел в Кремле, доверял полностью нам. Без Кадырова он не смог бы это сделать. А без Путина у Кадырова не получилось бы ничего. Я обязан Путину жизнью. Если я это забуду, я не мужчина. Для меня он самый святой человек, где бы он ни находился, кем бы он ни был — слесарем, комбайнером..."
В профессионализме нашего премьер-министра сомневаться не приходится. Но относительно будущих занятий Кадыров с предположениями опоздал — Владимир Владимирович уже трудится «рабом на галере". И судя по всему, он там надолго.
На вопрос о нефти и возможном суверенитете Рамзан ответил гордо и экспрессивно: «Да пусть зальются нефтью! Забирайте все хоть куда! Но хоть проценты, которые нам положены, пусть оставят в республике! Отделяться? А нефть закончится, что я буду делать?".
Хоть куда эту нефть никто забирать не будет — у нас своей пока хоть себе, хоть в Европу. Но предложение заманчивое: нам только дай что-нибудь забрать. Беспроцентно, желательно.
На вопрос, с чего началась война, Кадыров ответил расплывчато — во всем виноваты люди, которые делают мировую политику. А про Грозный и «агрессию сил мирового терроризма против России" вообще промолчал:
«Люди, которые делают мировую политику, они выбрали нашу республику, зная, какие мы на самом деле: сильные, мужественные, духовные во всех отношениях. Это не в обиду другим национальностям. Мы — такие. Вот они и решили, что, если мы будем на их стороне, они победят. В первой и во второй кампаниях нас использовали как инструмент, нам навязали эту войну. Белый дом сказал: возьмите суверенитет! И нас вооружили и использовали нас против суверенного государства Россия. Но они нас не смогли сломить и поставить на колени".
Виноватых нет. Среди народа — точно. Почему-то у Кадырова народ представлен абстрактным существительным в единственном числе. Исторический персонаж получается, который ничего не может, и поэтому ни в чем не виноват. Меж тем, народ — это не только жители Чечни, но и представитель руководства республики. Но удивительно, что Рамзан не олицетворяет себя с народом, а будто бы стоит рядом.
«Народ не виноват, что была война. Теперь, когда остановили войну, мы должны все это забыть и развивать свои народы и религии. Если мы закроем эту тему, только тогда будет порядок. Если нас будут обвинять, если мы будем обвинять, то ничего не получится".
Даже наверху, в правительстве Чечни и России, виноватых не было. И за людьми, которые делали политику, стояли ни Ельцин и Дудаев, а Березовский.
«Березовский и ему подобные подписались на это. Кто развалил Советский Союз, тому надо было развалить и Россию. Березовский делал эту работу. Он работал и с генералами, и с правительством, и с администрацией. Но нашелся человек, который объяснил, что происходит, это мой отец Ахмат-хаджи Кадыров". И еще немножко Владимир Путин.
На газетную критику о нарушении прав человека в Чечне Рамзан среагировал остро: «Если они говорят плохо про Чечню, они говорят плохо про Россию, про руководство России...". В троеточии угадывается несказанное продолжение: «про которое плохо говорить нельзя". В принципе. Президент тут же вспомнил об убитой Анне Политковской и пожалел, что ее уже нет с нами:
«Сегодня Политковская нам бы нужна была, она просто необходима! Все, что она на нас наговорила, после проверяли из Исламской конференции люди, приезжали все послы, приезжали из Америки люди, из Японии, из Франции. И они видели то, что делается этим «бандитом" — а так называли Кадырова — как строится жизнь, как радуются дети. Как можно было нашим врагам эффективнее использовать Политковскую? Убить ее. Кто это сделал? Березовский, я так считаю".
Березовский, который вряд ли прочитает это интервью, сейчас находится в Лондоне. И ни подтвердить, ни опровергнуть слова Кадырова не может. Но теперь все знают, что олигарх не только разрушил Союз, но и начал войну. Простите, а часовню тоже я развалил?
В продолжение темы: «Я видел Березовского. Слышал, что он говорит. Так просто он не мог давать деньги боевикам, и он придумал механизм. Березовский при мне предложил Радуеву и Басаеву: «Воруйте людей, а я буду их у вас выкупать. Себе буду делать рекламу, а вам — деньги".
Вот и вся схема, со слов Рамзана. После войны оказалось, что Чечне не нужна независимость. "Я объясню, почему мне не нужен суверенитет. У нас маленькая территория, мало места, чтобы сеять и пахать, а рождаемость высокая. Нефть закончится, что я тогда буду делать как отдельное государство? Куда мне идти?» В Кремль, конечно, в Кремль...
В конце беседы Рамзан легко коснулся Ямадаева-старшего и немного его испачкал. Ямадаев-Кадыров — это не клановая война. Это проблемы игорного бизнеса:
«У нас было очень много игровых домов. И ко мне пришли старейшины и говорят: «Рамзан, у нас ситуация такая, что дети стали брать пенсии у бабушек и ходить в игровые дома. И разводы из-за этого, бывает, что человек продает квартиру и проигрывает деньги. Большая проблема". Я собрал всех руководителей, а курировал это Ямадаев, он крышевал, и сказал: «Я вам предлагаю два варианта. Есть у тебя помещение с игровыми автоматами — открой там компьютерный класс, пусть дети там учат английский язык, русский язык и другие предметы. Народ будет благодарен. Сегодня вы у них забираете деньги и приучаете к этой заразе — народ вас проклинает. Сутки вам времени".
Судя по последствиям, Ямадаев компьютерные классы не открыл. А жаль. Но с образованием в Чечне все в порядке: тех, кто хочется учиться, Кадыров отправляет в Москву. Но не уточняют — на кого именно учатся юные делегаты. Да это и не важно. Лучше поговорить о традициях и обычаях, кои в Ичкерии строго чтут. Президент об этом вспомнил и предложил вернуть многоженство:
«У нас, в Чечне, женщин больше, чем мужчин. Но все они должны быть устроены в жизни. Многоженство разрешают наши обычаи, наша религия. С другой стороны, если молодая девушка или разведенная женщина гуляет, то ее брат убивает и ее, и того мужчину. У нас очень суровые обычаи. Лучше женщине быть второй или третьей женой, чем быть убитой. Так что уверен: сегодня нам необходимо многоженство. Закона нет такого, но я всем говорю: у кого есть желание и возможность, надо брать вторую жену".
От темы брака до проституции — один вопрос. Возможно ли принятие такого закона?
«Я просто предлагаю людям так поступать. А что касается закона... У нас закон не разрешает проституцию, а сколько женщин продается на улицах в Москве! Есть квартиры, где по 15-20 девушек сидят, за ними приезжают, забирают их по домам... Десятки тысяч девушек продают за ночь! Родители думают, что их дети находятся на учебе или работают, а они продают себя! Но это у нас существует".
И поэтому сейчас в Чечне полный штиль: «У нас вообще нет проституции. Сауны есть, но отдельно для женщин и отдельно для мужчин. У нас проститутки нигде не увидишь. Заходи в сауну, заходи в гостиницу — везде тишина. У нас с этим строго".
Сергей Кобякин
"Московский комсомолец"