Новости сайта

Маленькие хитрости «большой демократии»

05/11/2008

Сегодня Президент РФ Дмитрий Медведев выступил с речью перед Федеральным собранием.

Президенту, конечно, нужны хорошие речи, потому что ему надо выглядеть хорошим. Иначе наша страна, в которой уже никто никому не верит, рискует развалиться окончательно. Поэтому Медведев произнес много правильных и красивых слов — про свободу и социальные права, спасение нас с вами от кризиса и достоинства нашей Конституции. И даже предложил сделать управляемую демократию самоуправляемой. Донесется ли «ветер перемен» с верхушки вертикали власти до самых ее низов – посмотрим. Я бы посоветовала поместить послание в красивый переплет и ходить с ним на прием к чиновникам, заранее пометив наиболее подходящие случаю цитаты. Глядишь, чиновники перед лицом высшего авторитета будут сговорчивее.

В действительности, реальное содержание послания было незначительным — предложение об увеличении срока полномочий президента до шести лет, а думы — до пяти, реформа партийного представительства и изменение принципа избрания в Совет Федерации. Как и предсказывали отечественные элитологи, путинско-медведевская коалиция хорошо продумала схему обеспечения приемственности власти. Если бы Путин изменил Конституцию и попытался остаться на третий срок, запад «развопился» бы на тему авторитарного режима.  А так, в ходе демократических (по крайней мере, формально) выборов к власти приходит совсем другой человек (подающий надежды своими речами о свободах и гражданском обществе), между делом (спасением Южной Осетии и борьбой с коррупцией) он вносит «несущественные» поправки в Конституцию, и следующий президент может спокойно царствовать целых 12 лет. После, естественно очередного шоу под названием «выборы».

Чтобы успокоить оппозицию и прослыть демократом, Медведев собирается снизить проходной барьер в думу для партий до 5%: «Считаю, что партии, получившие от 5 до 7% голосов, могли бы рассчитывать гарантированно на 1-2 депутатских мандата», — сказал президент. Но что такое два мандата при абсолютном большинстве единороссов? Исключительно протест «ради галочки», ради которого в думу можно даже не ходить. Президент предложил еще два послабления для малых и бедных партий – отмена денежного залога и снижение количества подписей избирателей. Таким образом, можно, конечно, добиться увеличение числа партийных организаций, но в сложившейся политической системе их ждет судьба формальной оппозиции, предназначенной исключительно для «выпуска пара».

Это подтверждается и идеей Дмитрия Медведева о праве выдвижения кандидатур на пост руководителя исполнительной власти субъекта РФ. Президент хотел бы, чтобы это могла делать только партия, набравшая наибольшее число голосов на региональных выборах. (Угадайте, какая это партия.) «Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур будет закреплено за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны», — заявил Медведев. Возникает два вопроса: может ли партия в принципе быть не публичной и не открытой, партия ли это в таком случае, и чьи интересы представляет на данный момент «Единая Россия», набравшая большинство во многих субъектах? По мнению активистов социальных движений, обладающая огромными финансовыми и властными возможностями «Единая Россия» абсолютно равнодушно относится к просьбам и проблемам избирателей, все более становясь продолжением чиновничего аппарата.

Медведев в своей речи не приминул поругать бюрократию: «Между тем, государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад — руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает её к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически «кошмарит» бизнес — чтобы не сделал чего-то не так. Берет под контроль средства массовой информации — чтобы не сказали чего-то не так. Вмешивается в избирательный процесс — чтобы не избрали кого-нибудь не того. Давит на суды — чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому». Критика «плохих чиновников» отлично способствует поддержанию образа противостояния «доброго царя» и злых и бездушных «мелких сошек» на местах, его, «доброго царя», благие намерения проводить в жизнь не желающих. Позиция на редкость удобная – население и дальше будет верять «верховной власти» и писать челобитные президенту. И никакой мысли о том, что всю систему нужно менять, в головах не зародится.

Президент затронул в своей речи самые нежные чувства наших демократов: предложил доверять «функции непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению», привлекать «к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций», возрождать образование, «создавать гражданина». Грамотные люди писали речь президенту, не один университет, наверное, закончили. Только как-то не очень верится, что позывные долетят до масс.

«Теплое место» в государственной системе, чиновничий пост это обладание властью, которое, как известно, бесследно не проходит. Как российские граждане относятся к чиновникам? Как показывают социологические исследования, двояко: с одной стороны, резко неприязненно (считают их особой кастой, которая коррумпирована и относится к людям как к быдлу), с другой чуть ли не каждый был бы раз попасть в их число, занять соответствующее место. А уж не воровать, не брать взятки, будучи чиновником, людям кажется просто глупым. Вот и получается, что человека определяет место, и этическая система эта глубоко укоренилась в сознании.

«В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата, — сказал Медведев. — А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем — как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего, надлежит создать гражданина и когда задача эта будет осуществлена — гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот".» Только где же этого самого гражданина взять, хочется спросить, если власти повсеместно препятствуют любой независимой и самостоятельной активности людей? Посмотрите любой доклад правозащитников – чуть ли не каждое второе уличное мероприятие не согласовывается органами власти.  Двоемыслие вполне удается российским чиновникам: сейчас они точно уже знают, что есть общественники хорошие, полезные, а есть «посягающие на основы Конституционного строя». И любая критика власти воспринимается как это самое «посягание» — тут, считают чиновники, лучше перебдеть, чем недобдеть. Но какой же это гражданин, который и своего мнения не имеет, а только и смотрит в рот своему начальству? Это уже, скорее, вассал.

А во-вторых, хочется спросить, зачем нужно было разрушать систему независимого местного самоуправления, чтобы теперь создавать ее заново? Не является ли это примером того, что в государстве «мудрость вождей» всегда носит декларативный и временный характер? Что, нынешний премьер Путин с основами демократии не знаком? Да и многие «благие начинания» оборачиваются крахом, существуя в рамках бюрократической системы, ориентированной, прежде всего, на отчеты наверх и формальные показатели. Медведев не преминул сказать о материально-техническом оснащении школ. Компьютеры и Интернет внедряются в школы, в том числе, и сельские уже пару лет. Но ни для кого не секрет, что зачастую компьютер ставится в ветхой развалюхе, где находиться детям в принципе опасно. Но кто из чиновников будет думать о прозаическом ремонте школ – на этом же красивой презентации не построишь. Важнее, поставить компьютер, получить подпись директора, а появился ли там Интернет э то уже дело десятое. Этим летом в Сасовском районе Рязанской области я наблюдала как раз такую школу – крыша на одном из строений на ладан дышит, классов не хватает – некоторые занимаются в спортивном зале, из розеток искры летят, но зато стоит допотопный комп и вполне современный DVD-проигрыватель. Ни тем, ни другим в школе практически не пользуются. Тоже самое — с отечественной медициной и социальным обеспечением.

«То, что нам сегодня больше всего необходимо — это доверие и сотрудничество», — сказал Дмитрий Медведев. Но не подумал президент, что если в нашем обществе будет доверие и сотрудничество, то этой власти у нас уже не будет. Потому что ей, на самом деле, нужны пассивность и подчинение, эгоизм и неверие, страх и апатия. Которые позволяли бы и в будущем ограничиваться красивыми словами про демократию и гражданственность, выстраивая «вертикали», отбирая льготы и уничтожая оппозицию.  

А.Крыленко, ИА «ИКД»

 

На ту же тему:

Первое послание


Избранные мысли из выступления президента Медведева перед Федеральным собранием 5 ноября

Срок правления. Срок полномочий главы государства надо увеличить до шести лет, а Государственной думы — до пяти лет. При этом никакой конституционной реформы: основной закон достаточно просто подкорректировать.

Особенности российской демократии. Некоторые демократические учреждения были созданы «сверху», но отказываться от них не надо. Их следует развивать. Часть социальных и политических функций стоит передать гражданам.

Народ и власть. Надо повышать уровень и качество народного представительства во власти. Так, партиям, набравшим на выборах в парламент пять-семь процентов голосов, надо гарантировать один-два мандата в Госдуме.

Новые правила выборов. Надо отменить денежный залог на выборах в парламент для всех партий и снизить количество подписей избирателей, необходимых партиям для участия в выборах в Государственную думу.

Местное самоуправление. Избираемые органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости — и отстранять от должности руководителей муниципалитетов.

Коррупция. Это враг номер один для демократического общества. Чтобы ее победить, госслужащих попросят предоставлять дополнительные сведения об их доходах и имуществе — в том числе принадлежащих членам их семей.

Партии. Руководитель партии не должен долго засиживаться в своем кресле. Надо еще определиться со сроком, но он должен быть ограничен и прописан законодательно.

Цензура. Опыт показал, что уговаривать чиновников «оставить в покое» СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство интернета и цифрового телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в интернете или цензурировать сразу тысячу каналов. При этом парламентские партии должны иметь гарантии освещения их деятельности в СМИ.

Армия. Россия не даст втянуть себя в гонку вооружений, но безопасность граждан будет гарантирована: ракетная дивизия в Козельске не уйдет с боевого дежурства, а в Калининграде появится противоракетный комплекс «Искандер».

Кавказ. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть чем гордиться, есть что любить. Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы не отступим на Кавказе.

Суд. Следует принять закон об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Также надо добиться строгого исполнения судебных решений.

 

Газета «Мой район»

 

Ссылки по теме:

Россия – вторая в мире страна по числу миллиардеров

Наедине с чиновником

Империя лжи

«Суд — один из основных государственных органов, массово нарушающих права и свободы граждан, закон и провоцирующих коррупцию

Как общественному активисту не стать экстремистом: кое-что о реалиях антиэкстремистского законодательства

Современная российская власть: слабые и сильные стороны

Новости сайта
Все новости
Фотогалерея

День народного гнева в Строгино 25.10.2008 г.
Митинг инициативных групп в Новопушкинском сквере 17.09.2008 г.